Михаил Шуфутинский

Русский шансон – это уникальное российское культурное явление. Традиционно бунтарский музыкальный жанр, имеющий репутацию описания самых мрачных сторон жизни в России, стал широко популярен в советское время, несмотря на то, что был фактически запрещен в СССР. Сейчас он вышел из своего подпольного существования в мейнстрим российской культуры. Ему посвящены радиостанции и спутниковый телеканал, а ежегодная церемония награждения премией «Шансон года» проходит в Кремле, в том самом здании, где когда-то заседали советские законодатели.

Музыкальная премия «Шансон года». Сцена, где вручают награду.
Сцена на церемонии вручения премии “Шансон года” в 2018 году. Сама она стала вручаться с 2002.

Эволюция:
– Дворовый романс
– Блатняк
– Бардовская песня
– Русский шансон

На протяжении 20-го века и в начале 21-м «русский шансон» эволюционировал и включил в себя несколько поджанров. В настоящее время «шансон» является популярным коммерческим понятием, но до 1980-х годов этот термин не был распространено в России. Возможно, впервые это слово было применено во Франции местными жителями, слушавшими музыку русских политических эмигрантов в начале 1900-х годов. Французское «шансон» переводится просто как «песня», хотя само по себе является жанром вольных куплетов. Другие утверждают, что этот термин был впервые применен российскими звукозаписывающими компаниями в 1980-х годах, которые взяли на вооружение французское слово chanson (в слегка искаженной форме shanson) в попытке повысить таинственность альбомов, которые они надеялись продать. В любом случае, музыка имеет ярко выраженный русский характер, поэтому, возможно, лучше использовать термин «шансон», прямую транслитерацию с русского «шансон» (shanson), а не слово, изначально заимствованное из французского.

До того, как постперестроечная музыкальная индустрия России начала широко и последовательно применять этот термин, шансон в России существовал как минимум как два отдельных жанра, которые, смешавшись, образовали то, что мы имеем сегодня.

Катерина Голицына с гитарой в руках
Катерина Голицына получила премию «Шансон года» в 2005 году. Хотя шансон всегда был очень мужским жанром, в нем также всегда было много сильных женщин-исполнительниц. Точно так же и сам стиль всегда был гибким. Хотя его любят как специфически русский жанр, в популярной музыке Катерины иногда прослеживается влияние американского кантри.

Дворовый романс

Более мягкий из этих жанров включает в себя «уличный жанр» или «дворовый романс». Песни создавались и исполнялись самодеятельными певцами/авторами, которые рассказывали о своей жизни, любви, текущих событиях и обо всем остальном, что касалось советского общества. Их музыка обычно включает гитару, на которой они играют сами. Эта музыка отличалась эмоциональным, романтическим и/или комическим текстом и подачей – все зависело от контекста и что хотел донести исполнитель.

Некоторые исполнители дворового романсе достигли звездной славы при коммунистах, получив поддержку как со стороны населения, так и со стороны советских властей, которые признали их как своего рода подлинную «народную музыку», при условии, что песни избегали политики или поддерживали советские идеалы. Такие артисты, как Леонид Утесов, Александр Вертинский и Вадим Козин, во многом определяли популярную культуру 1920-х, 30-х и 1940-х годов, не только создавая песни, но и часто снимаясь в кино и участвуя в других культурных мероприятиях.

Леониж Утесов, 1945 год
Леонид Утесов руководит выступлением “Государственного джаза РСФСР” в Москве, 1945 год. Медаль, которую он носит, скорее всего, является орденом Трудового Красного Знамени, одной из высших наград СССР.

Блатняк

Другим, более мрачным родителем шансона была «блатная песня». «Блат» — это русское слово, обозначающее сложную систему личных связей и обмена любезностями, которые составляли основу повседневного взаимодействия между советским правительством и его гражданами. В прилагательной форме «блатной» это слово может обозначать практически все криминальное.

Те песни рассказывали о жизни воров, фальшивомонетчиков, мелких и закоренелых преступников, политических диссидентов, часто прослеживая судьбу человека от ареста до отправки в тюрьму или на каторгу в сибирские ГУЛАГи. Они часто рассказываются от первого лица, герой вспоминает о своем прежнем образе жизни, нынешнем положении, об освобождении и возвращении в общество.

Именно из блатной песни нансон заимствовал свой характерный жаргон и большую часть своей репутации. В советскую эпоху миллионы и миллионы людей были «высланы» в Сибирь. Там терминология этой уникальной музыки была сформирована на основе тюремного сленга, который складывался веками. Те мужчины и женщины, которые вернулись из ГУЛАГа, часто продолжали петь, возвращая музыку в городские массы. Некоторые слушатели были шокированы и смущены сложными жаргонизмами, но многие другие находили их привлекательными, и по мере роста популярности андеграундный жанр смешивался с более популярным.

Бардовская песня

Поколение певцов 1960-70-х годов исполняло песни в стиле, часто называемом «авторские песни» (авторские песни) или «бардовские песни» (бардовские песни), которые представляли часто высокоинтеллектуальные и высокополитизированные песни, демонстрирующие характеристики как уличного жанра, так и блатной песни. Хотя артисты не получали государственных средств на развитие и распространение своего искусства, оно все равно быстро распространялось, записываясь и тиражируясь с помощью недавно появившихся персональных кассетных магнитофонов.

Один из самых талантливых исполнителей этого жанра, Владимир Высоцкий, был актером сцены и экрана, который начал заниматься музыкой на стороне. Хотя многое из его творчества можно отнести как к блатному, так и к уличному жанру, в России он наиболее известен как исполнитель бардовских песен. Возможно, он является самым любимым российским певцом современной эпохи. В его песнях сочетались интеллект, оригинальность, невероятная эмоциональность и сила; его грубый голос и стиль игры на акустической гитаре до сих пор мгновенно узнают миллионы россиян по всему миру, и ему подражают тысячи музыкантов, как любителей, так и профессионалов.

Памятник В. Высоцкому в Екатеринбурге
Памятники артисту можно увидеть во многих российских городах, включая Самару, Новосибирск и многочисленные статуи в Москве.

Современник Высоцкого Аркадий Северный, хотя и не был так широко популярен, но  общепризнанно считается одной из первых больших звезд жанра шансон. Некоторые даже считают, что он первым использовал термин «шансон» как название жанра. С его отчетливо мужским, пронзительным голосом, стилем, навеянным цыганщиной, и бунтарскими темами и текстами, Северный стал чрезвычайно популярен благодаря своим полулегальным «квартирным концертам».

Оба этих артиста были широко популярны даже среди политиков и членов партии. Говорят, что Леонид Брежнев предпочитал слушать Высоцкого во время полетов на правительственном борту. И Высоцкий, и Северный злоупотребляли алкоголем и умерли в относительно молодом возрасте, но они также установили интеллектуальный авторитет шансона как художественного средства.

Русский шансон

После распада Советского Союза шансон официально вошел в массовую культуру, и новые российские предприниматели попытались извлечь выгоду из уже широко распространенного спроса на музыку такого рода. Кроме того, многие историки российской поп-культуры указывают на рост числа заключенных и уровня преступности в 1990-х и начале 2000-х годов, который совпал с широкой популяризацией криминальной культуры. Такие телевизионные минисериалы, как «Бригада», показывали преступников в положительном свете. В это же время в России широко распространилась американская рэп-музыка, с которой шансон часто сравнивают по склонности к восхвалению криминальной жизни. В России вошли в моду и другие предметы, открыто ассоциирующиеся с криминальным миром, такие как показные золотые украшения и часы, кожаные куртки и черные BMW.

Маркетинг музыки шансон также стал ориентирован на все более широкую аудиторию, среди которой было много тех, кто только недавно почувствовал вкус к этому жанру. Серийные издания «Легенд шансона» хорошо продавались, даже если многие из музыкантов, представленных на них, были относительно неизвестны в кругах шансона или их творчество лежало в другой плоскости (вот зачем Николай Басков полез в шансон???). Можно также сказать, что по мере популяризации и коммерциализации жанра лирический акцент на творческий и интеллектуальный социальный комментарий был заменен шоковой ценностью «блатных» тем и языка.

Единство шансона и криминального мира, пожалуй, лучше всего иллюстрирует жизнь и смерть Михаила Круга. Известный своим выразительным, проникновенным голосом и склонностью петь на самые противоречивые темы в песнях, изобилующих тюремным сленгом, он стал одной из самых популярных звезд своего времени. Он продал миллионы компакт-дисков и получил прозвище «Король шансона». Однако его связи с преступными группировками также были широко известны, и его жизнь и стремительная карьера оборвались, когда он был убит в собственном доме. Однако его смерть только укрепила его место в истории российской поп-культуры и помогла начать карьеру Ирине Круг, его вдове, когда она выпустила альбом песен о любви, посвященных ее покойному мужу.

Радиостанции, специализирующиеся на воспроизведении «Шансона», долгое время баловали своих слушателей спорными песнями с нецензурной лексикой. Однако в последнее время ситуация начала меняться. По всей стране станция «Радио Шансон» была излюбленной станцией водителей общественного транспорта, то есть большая часть населения города слушала ее передачи в определенное время в течение дня. После многочисленных жалоб, последовавших на откровенное содержание языка, городские власти стали вводить локальные запреты. Например, в Екатеринбурге, куда приезжают многие бывшие заключенные, освободившиеся из уральских исправительных учреждений, и который является оплотом шансона, возникла та же проблема, и чиновники решили закрыли волну. Однако потом изменили свое решение, а вот Новосибирску и Перми не повезло: там частоты были отобраны. Эти противоречия, в дополнение к давлению со стороны все более консервативной общественности и рекламодателей, побуждают радиостанции изменять свои плей-листы.

Публика начинает отдавать предпочтение менее криминальному шансону. У Андрея Бандеры стиль гораздо ближе к поп-музыке, чем хотелось бы многим закоренелым любителям шансона. Голос Бандеры плавный и ласковый. Его песни преимущественно лиричны, включают в себя нежные мелодии и сосредоточены в основном на восхвалении красоты русской природы и женщин. Михаил Шуфутинский, которого многие считают нынешним «королем шансона», по-прежнему обладает грубым голосом, ассоциирующимся с жанром, но при этом делает упор на песни о любви и патриотизме, переделывает классические бардовские песни и даже иногда поет на еврейские темы.

Заключение

История русского шансона была долгой и временами не слишком удачной. Возможно благодаря своей интенсивной и зачастую драматичной интонации, русский шансон был критикован за развивающуюся в нем тематику жизненных неудач, преступлений и воспоминаний о прошлом. Тем не менее, это не помешало ему стать одним из наиболее популярных жанров в России.

В настоящее время русский шансон продолжает развиваться, причем благодаря новым исполнителям, жанр начинает приобретать новые черты и стилистические особенности. Некоторые молодые исполнители применяют современные электронные инструменты и элементы рока и поп-музыки, чтобы придать своей музыке новизну.

Таким образом, русский шансон теперь может быть представлен разнообразными стилями и исполнителями, но его корни всегда останутся восходящими к вдохновению авторов с их жизненным опытом, чувствами и эмоциями, которые передаются в их музыке.